Молодежное политика - Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры http://sarap.bolimi.kz/ ru Молодежное политика - Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры DataLife Engine Казахстанская молодежь на новом этапе развития http://sarap.bolimi.kz/vnutrennaja-politika/molodezhnoe-politika/30-kazahstanskaja-molodezh-na-novom-jetape-razvitija.html http://sarap.bolimi.kz/vnutrennaja-politika/molodezhnoe-politika/30-kazahstanskaja-molodezh-na-novom-jetape-razvitija.html Сегодня в условиях современной глобализации казахстанская молодежь стремится к активному участию в разработке и реализации государственных программ, в частности речь идет о Программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана (ФИИР).
Кроме того, молодежь считает, что государство уже сейчас могло бы проводить постоянный мониторинг идей и инициатив молодых. Однако пока она разместилась на задворках общественно-политической жизни страны. Ей не хватает единства, информации и правовой грамотности.
                                            
В связи с этим, накануне 20-летия независимости РК, остро стоит вопрос о реформировании существующего законодательства в сфере государственной молодежной политики. На сегодняшний день имеющийся закон не эффективен. А потому молодежь надеется, что казахстанские законотворцы привлекут ее к разработке поправок. Именно эти вопросы стали центральными темами на прошедшем в Алматы в октябре 2010 года республиканском слете молодежных организаций ZhasCamp.
Современная казахстанская молодежь – креативная, инициативная, деятельная, динамичная. Но, обладая такими качествами, она почему-то остается за бортом общественно-политической и экономической жизни страны. Позиция наиболее активных представителей этой когорты населения однозначна: всему виной неэффективный закон РК «О государственной молодежной политике». Благо законотворцы решили пересмотреть этот закон в 2011 году. А молодежь Казахстана решила выдвинуть свои рекомендации к этому проекту. Именно эта тема стала центральной на конференции «ZhasCamp», которую посетили порядка 500 лидеров молодежных движений со всех регионов страны.
По общему мнению молодых активистов, приехавших на этот республиканский слет, основа стабильного Казахстана – социальная сплоченность.
В этом нуждается наше общество. Чего же действительно не хватает казахстанским молодежным организациям? Чем может помочь грамотно проводимая государственная молодежная политика?
По мнению участников проекта проблемы, могли бы решаться намного эффективнее, если бы между молодежными организациями были налажены хорошие коммуникации. Кроме того, в числе основных проблем – очень низкий уровень информированности и правовой грамотности среди молодежи, низкий уровень заинтересованности в общественной жизни, ориентация молодежных организаций на деньги доноров.
Но самый главный минус проводимой государственной молодежной политики в том, что молодежь не принимает участия в разработке государственных программ, хотя именно ей предстоит их воплощать в жизнь.
Например, государственная программа форсированного индустриаль­но-инновационного развития рассчитанная на ближайшие 10 лет, до 2020 года создавалась без участия молодежных организаций. Однако уже сейчас государство могло бы взять под свое крыло мониторинг идей и инициатив молодежи и пригласить их к участию, – отмечает один из организаторов «ZhasCamp» генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана Ирина Медникова. - Она также подчеркнула, что хотя у казахстанской молодежи много проблем, при этом есть много талантливых и активных ее представителей, готовых эти проблемы решать. Но пока очень мало результатов.
В свою очередь Айгерим Касымова, вице-президент AIESEC-Алматы – считает, что одна из важнейших причин этого заключается в несовершенном законодательстве и неполном его исполнении. Закон о молодежной политике рамочный, декларативный и неэффективный. Так, у студенческой молодежи есть много предложений в части студенческого самоуправления. В частности, по их мнению, нужно, чтобы все проблемы студентов находились в ведении правления самих студенческих советов. Все студенческие бюджеты также должны управляться студенческими советами. Тогда у них появятся навыки и ответственность [2].
Вопросы, которые были подняты на конференции, не остались незамеченными. 15 февраля 2011 года состоялось первое заседание рабочей группы по разработке проекта Закона республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики».
Основной целью законопроекта является снижение декларативности действующего законодательства в сфере молодежной политики, разработка конкретного механизма реализации прав и гарантий молодежи.
Выступившие с докладами Вице-министр МОН Махметгали Сарыбеков, директор департамента молодежной политики Мадияр Кожахмет, а также представители заинтересованных министерств, неправительственных организаций заявили, что принятие законопроекта в перспективе создаст условия для повышения конкурентоспособности молодежи, ее гражданской активности и формирования интеллектуального ресурса страны. 
Вместе с тем, по инициативе «Альянс студентов Казахстана» уже в марте 2011 года состоялись республиканские студенческие парламентские слушания по выработке предложений в Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
По итогам заседания было принято решение о создании специального сайта по обсуждению законопроекта [3].
В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года государственная молодежная политика будет направлена на формирование конкурентоспособной молодежи. В свою очередь, эффективная модель взаимодействия с молодым поколением будет направлена на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов.
Одной из задач Стратегии – 2020 является формирование среды, которая способствовала бы удержанию профессионально подготовленной молодежи в государственном секторе, а также привлечению прогрессивной молодежи Казахстана на государственную службу.
Так, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 января 2009 года численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составила 4608580 человек [3]. По сравнению с предыдущими годами снизился ее удельный вес в общей численности населения с 29,7% в 2007 году до 29,2% в 2009 году. В структуре молодежи преобладает мужское (50,6%) над женским и городское (50,9%) над сельским. Однако данное преобладание является незначительным и можно сказать, что молодежь делится примерно поровну по данным показателям. При этом доля городской молодежи имеет тенденцию к снижению.
Поэтому применительно к современному этапу развития Республики Казахстан, оправляющейся от рыночной «шокотерапии», создание и развитие сети разнообразных служб социальной работы с молодежью – процесс объективно необходимый, способствующий национальной безопасности. Понятно, что за декларацией основных направлений государственной молодежной политики (ГМП) должна последовать огромная по масштабу черновая работа по отбору и созданию новых технологий, форм и средств социальной работы, когда и содержание образования, и способы реализации задач воспитания и развития личности соответствуют актуальным запросам общества.
Таким образом, успешная реализация государственной молодежной политики в Республике Казахстан будет находиться в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи.
 

Турдыгулов А.К., Главный эксперт

 

Казахстанского центра

 

  гуманитарно-политической конъюнктуры,

 

Байдаров Е.У., старший научный сотрудник

 

Института философии и политологии МОН РК

]]>
Сегодня в условиях современной глобализации казахстанская молодежь стремится к активному участию в разработке и реализации государственных программ, в частности речь идет о Программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана (ФИИР).
Кроме того, молодежь считает, что государство уже сейчас могло бы проводить постоянный мониторинг идей и инициатив молодых. Однако пока она разместилась на задворках общественно-политической жизни страны. Ей не хватает единства, информации и правовой грамотности.
                                            
В связи с этим, накануне 20-летия независимости РК, остро стоит вопрос о реформировании существующего законодательства в сфере государственной молодежной политики. На сегодняшний день имеющийся закон не эффективен. А потому молодежь надеется, что казахстанские законотворцы привлекут ее к разработке поправок. Именно эти вопросы стали центральными темами на прошедшем в Алматы в октябре 2010 года республиканском слете молодежных организаций ZhasCamp.
Современная казахстанская молодежь – креативная, инициативная, деятельная, динамичная. Но, обладая такими качествами, она почему-то остается за бортом общественно-политической и экономической жизни страны. Позиция наиболее активных представителей этой когорты населения однозначна: всему виной неэффективный закон РК «О государственной молодежной политике». Благо законотворцы решили пересмотреть этот закон в 2011 году. А молодежь Казахстана решила выдвинуть свои рекомендации к этому проекту. Именно эта тема стала центральной на конференции «ZhasCamp», которую посетили порядка 500 лидеров молодежных движений со всех регионов страны.
По общему мнению молодых активистов, приехавших на этот республиканский слет, основа стабильного Казахстана – социальная сплоченность.
В этом нуждается наше общество. Чего же действительно не хватает казахстанским молодежным организациям? Чем может помочь грамотно проводимая государственная молодежная политика?
По мнению участников проекта проблемы, могли бы решаться намного эффективнее, если бы между молодежными организациями были налажены хорошие коммуникации. Кроме того, в числе основных проблем – очень низкий уровень информированности и правовой грамотности среди молодежи, низкий уровень заинтересованности в общественной жизни, ориентация молодежных организаций на деньги доноров.
Но самый главный минус проводимой государственной молодежной политики в том, что молодежь не принимает участия в разработке государственных программ, хотя именно ей предстоит их воплощать в жизнь.
Например, государственная программа форсированного индустриаль­но-инновационного развития рассчитанная на ближайшие 10 лет, до 2020 года создавалась без участия молодежных организаций. Однако уже сейчас государство могло бы взять под свое крыло мониторинг идей и инициатив молодежи и пригласить их к участию, – отмечает один из организаторов «ZhasCamp» генеральный директор Молодежной информационной службы Казахстана Ирина Медникова. - Она также подчеркнула, что хотя у казахстанской молодежи много проблем, при этом есть много талантливых и активных ее представителей, готовых эти проблемы решать. Но пока очень мало результатов.
В свою очередь Айгерим Касымова, вице-президент AIESEC-Алматы – считает, что одна из важнейших причин этого заключается в несовершенном законодательстве и неполном его исполнении. Закон о молодежной политике рамочный, декларативный и неэффективный. Так, у студенческой молодежи есть много предложений в части студенческого самоуправления. В частности, по их мнению, нужно, чтобы все проблемы студентов находились в ведении правления самих студенческих советов. Все студенческие бюджеты также должны управляться студенческими советами. Тогда у них появятся навыки и ответственность [2].
Вопросы, которые были подняты на конференции, не остались незамеченными. 15 февраля 2011 года состоялось первое заседание рабочей группы по разработке проекта Закона республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики».
Основной целью законопроекта является снижение декларативности действующего законодательства в сфере молодежной политики, разработка конкретного механизма реализации прав и гарантий молодежи.
Выступившие с докладами Вице-министр МОН Махметгали Сарыбеков, директор департамента молодежной политики Мадияр Кожахмет, а также представители заинтересованных министерств, неправительственных организаций заявили, что принятие законопроекта в перспективе создаст условия для повышения конкурентоспособности молодежи, ее гражданской активности и формирования интеллектуального ресурса страны. 
Вместе с тем, по инициативе «Альянс студентов Казахстана» уже в марте 2011 года состоялись республиканские студенческие парламентские слушания по выработке предложений в Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
По итогам заседания было принято решение о создании специального сайта по обсуждению законопроекта [3].
В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года государственная молодежная политика будет направлена на формирование конкурентоспособной молодежи. В свою очередь, эффективная модель взаимодействия с молодым поколением будет направлена на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов.
Одной из задач Стратегии – 2020 является формирование среды, которая способствовала бы удержанию профессионально подготовленной молодежи в государственном секторе, а также привлечению прогрессивной молодежи Казахстана на государственную службу.
Так, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 января 2009 года численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составила 4608580 человек [3]. По сравнению с предыдущими годами снизился ее удельный вес в общей численности населения с 29,7% в 2007 году до 29,2% в 2009 году. В структуре молодежи преобладает мужское (50,6%) над женским и городское (50,9%) над сельским. Однако данное преобладание является незначительным и можно сказать, что молодежь делится примерно поровну по данным показателям. При этом доля городской молодежи имеет тенденцию к снижению.
Поэтому применительно к современному этапу развития Республики Казахстан, оправляющейся от рыночной «шокотерапии», создание и развитие сети разнообразных служб социальной работы с молодежью – процесс объективно необходимый, способствующий национальной безопасности. Понятно, что за декларацией основных направлений государственной молодежной политики (ГМП) должна последовать огромная по масштабу черновая работа по отбору и созданию новых технологий, форм и средств социальной работы, когда и содержание образования, и способы реализации задач воспитания и развития личности соответствуют актуальным запросам общества.
Таким образом, успешная реализация государственной молодежной политики в Республике Казахстан будет находиться в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи.
 

Турдыгулов А.К., Главный эксперт

 

Казахстанского центра

 

  гуманитарно-политической конъюнктуры,

 

Байдаров Е.У., старший научный сотрудник

 

Института философии и политологии МОН РК

]]>
sarap Tue, 04 Jun 2013 13:39:41 +0600
Проблемы студенческие в г. Алматы http://sarap.bolimi.kz/vnutrennaja-politika/molodezhnoe-politika/34-problemy-studencheskie-v-g-almaty.html http://sarap.bolimi.kz/vnutrennaja-politika/molodezhnoe-politika/34-problemy-studencheskie-v-g-almaty.html Адаптация студентов из села в г. Алматы
В процессе адаптации студентов из села в г. Алматы есть ряд проблем, обусловленных рядом факторов.
Первым и наиболее значительным фактором проблем адаптации студентов из села в г. Алматы выступают культурно-цивилизационные феномены. Причем данные феномены диктуются разными основаниями. Среди этих оснований наиболее значительными являются такие факты как  различие уровня образования на селе и в городе. Сельчане студенты в большинстве своем обладают более низким уровнем среднего образования. В итоге эта проблема оказывает существенное влияние на степень вовлеченности сельских студентов в разные городские тусовки.
                                           Горожане редко включают в свои неформальные движения студентов-сельчан, рассматривая их как «недостойных» этого из-за их будто бы «невежества». Поэтому не случайно студенты – выходцы из села, после достижения определенных успехов при получении высшего образования, на старших курсах активно включаются в различные городские тусовки. В этой связи также не случайным выглядит тот факт, что студенты-сельчане, обучающиеся на грантах, уже на первых курсах вовлекаются в городскую неформальную жизнь.
Другим серьезным культурно-цивилизационным фактом, осложняющим адаптацию студентов-сельчан в г. Алматы, выступает различие городской и сельской культур. Для русифицированных горожан-алматинцев являются непонятными многие «причуды» сельчан-студентов – носителей традиционной казахской культуры. В этом свете не случайно студенты-горожане в первом, или во втором поколении более тесно общаются со студенами-сельчанами. Также показательным в данном случае выступает то обстоятельство, что алмаатинцы, получившие образование в средних школах на казахском языке, практически не имеют культурно-цивилизационных барьеров при общении со студентами, выходцами из села.
Значительными факторами, затрудняющими адаптацию студентов из села в г. Алматы, выступают социально-экономические основания. Горожане зачастую относятся к студентам-сельчанам, с низким социально-экономическим статусом, как к своего рода «люмпенам». Поэтому показательным моментом является тот факт, что сельские студенты из очень обеспеченных семей, как правило, быстрее вовлекаются в городские тусовки.
Таким образом, объективной основой трудностей адаптации сельчан-студентов в г. Алматы выступают жилищные проблемы, обусловленные платным образованием (общежития на практике предоставляются студентам-грантникам). Кроме того, низкий уровень обеспеченности учебниками, книгами на казахском языке в учебном процессе ВУЗов также препятствует росту общей образованности студентов-сельчан. Но в целом большинство студентов-сельчан уже на старших курсах активно адаптируются к алматинской жизни. Более того, студенты-сельчане в последнее время оказывают существенное влияние на общую городскую культуру, внося в нее позитивные традиционные казахские ценности. И это, по-видимому, обусловлено природной восприимчивостью казахов к инновациям.
Социальное положение студентов
Социальное положение студентов г. Алматы в большинстве своем находится на довольно низком уровне. Наиболее красноречивым свидетельством этого является тот факт, что более 20 тысяч студентов Алматы не обеспечены общежитиями. В итоге они вынуждены арендовать квартиры и другие уголки. А для того, чтобы оплачивать свое проживание там, многие студенты занимаются подработками, что незамедлительно сказывается на уровне образования, а также и социальной адаптации студентов г. Алматы.
Кроме того, состояние общежитий в большинстве ВУЗов города оставляет желать лучшего. Зачастую в общежитиях отсутствуют элементарные удобства. Во многих общежитиях душевые кабины в большинстве своем являются общими. Причем душевые работают не во все дни недели. Данное обстоятельство является одной из причин нежелания многих студентов жить в общежитиях. Также существенное влияние оказывает на такую мотивацию – высокий уровень преступности в общежитиях, наличие там так называемой дедовщины.
Значительное негативное влияние на уровень социального положения студентов Алматы оказывает уровень стипендий и других заработков. Между тем, уровень цен в городе является наиболее высоким по Казахстану.
При этом, как правило, в наиболее бедственном положении находятся студенты-сельчане. И это обусловлено низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы на селе. В итоге родители, родственники обладают низкой возможностью оказывать помощь студентам-сельчанам. Низкие стипендии не могут покрыть все расходы студентов. Поэтому не случайно наиболее высокий уровень преступности наблюдается именно среди студентов-сельчан. А это в конечном итоге сказывается на дальнейшем продвижении по социальной лестнице студентов.
Существенной проблемой социального положения студентов Алматы является тот факт, что большинство предприятий города неохотно берут на хорошие подработки студентов из-за низкой их квалификации и невозможности работать весь день. В итоге студентам приходится работать в существенном отрыве от учебного процесса. Это незамедлительно сказывается на уровне образованности студентов и тем самым их возможности, способности в будущем заниматься квалифицированной высокооплачиваемой работой.
Таким образом, в целом наиболее низкий социальный уровень в возрастном срезе наблюдается среди студенческой молодежи Алматы, являющейся выходцами из села. Студенческая молодежь же из обеспеченных семей обычно обучается за рубежом, или в элитных ВУЗах Алматы. Поэтому они в большинстве случаев находятся в стороне от социальных проблем остальной части студенческой молодежи города. Другие студенты- горожане, студенты-сельчане, могущие себе позволить проживать в квартирах, благоустроенных домах также оказываются в стороне от социальных проблем.
Впрочем, представляется, что уровень социального положения студентов г. Алматы может значительно улучшиться в виду того, что Президент дал распоряжение расширить строительство благоустроенных и дешевых общежитий, а также рассмотреть возможность повышения студенческих стипендий.
Патриотизм среди студентов г. Алматы
Уровень патриотизма среди студентов г. Алматы имеет значительные различия, тесно связанные с их социальным происхождением. Студенты из села, как правило, обладают более высоким уровнем патриотического сознания. Это, по всей видимости, связано с тем, что студенты-сельчане в большинстве своем являются представителями казахского народа. Поэтому не случайно низкий уровень патриотизма, скепсиса в отношении его ценностей больше всего наблюдается среди русифицированных студентов. Также показательным в этом плане является тот факт, что наиболее высокий уровень патриотизма горожан-студентов наблюдается среди обучающихся на казахских отделениях ВУЗов.
Впрочем, наблюдающиеся факты пренебрежительного отношения к патриотизму обусловлены социально-экономическими проблемами студентов, вызванных социальным неравенством, низким уровнем стипендий, других доходов; бытовой неустроенностью. Развитие в нашей стране «дикого капитализма» также оказывает свое неблаготворное влияние в этом плане. Поэтому в среде студентов г. Алматы широко распространены такие настроения как «Родина – там, где хорошо». Тем не менее, именно студенческая молодежь демонстрирует наиболее высокий уровень патриотизма. По-видимому, это обусловлено тем, что большинство студентов являются представителями поколения родившихся, или воспитывавшихся в независимом Казахстане. В этой связи показательным является тот факт, что в последнее время наиболее высокий уровень знания казахского языка, казахской истории демонстрирует именно студенческая молодежь. Причем наиболее высокое стремление изучать казахский язык, историю Казахстана в возрастном срезе, например, представителей нетитульных этносов распространено именно среди студентов.
Представляется, что наиболее значительное влияние на рост патриотизма среди студентов г. Алматы оказывает рост внешнеполитического авторитета, статуса Казахстана, его достижений в экономическом развитии. Показательным примером в данном случае выступает тот факт, что введение в строй метро вызвало рост патриотического воодушевления среди студенческой молодежи Алматы. Но наиболее существенным показателем высокого уровня патриотизма среди студентов г. Алматы выступает то обстоятельство, что выезжая после окончания ВУЗов на заработки в дальнее зарубежье, они, как правило, возвращаются обратно на Родину. Также иллюстративным фактом в данном случае является тот момент, что наиболее высокий уровень политического участия в г. Алматы демонстрирует именно студенческая молодежь.
20.01.2012 г.
Талгат Мамырайымов, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры
       
]]>
Адаптация студентов из села в г. Алматы
В процессе адаптации студентов из села в г. Алматы есть ряд проблем, обусловленных рядом факторов.
Первым и наиболее значительным фактором проблем адаптации студентов из села в г. Алматы выступают культурно-цивилизационные феномены. Причем данные феномены диктуются разными основаниями. Среди этих оснований наиболее значительными являются такие факты как  различие уровня образования на селе и в городе. Сельчане студенты в большинстве своем обладают более низким уровнем среднего образования. В итоге эта проблема оказывает существенное влияние на степень вовлеченности сельских студентов в разные городские тусовки.
                                           Горожане редко включают в свои неформальные движения студентов-сельчан, рассматривая их как «недостойных» этого из-за их будто бы «невежества». Поэтому не случайно студенты – выходцы из села, после достижения определенных успехов при получении высшего образования, на старших курсах активно включаются в различные городские тусовки. В этой связи также не случайным выглядит тот факт, что студенты-сельчане, обучающиеся на грантах, уже на первых курсах вовлекаются в городскую неформальную жизнь.
Другим серьезным культурно-цивилизационным фактом, осложняющим адаптацию студентов-сельчан в г. Алматы, выступает различие городской и сельской культур. Для русифицированных горожан-алматинцев являются непонятными многие «причуды» сельчан-студентов – носителей традиционной казахской культуры. В этом свете не случайно студенты-горожане в первом, или во втором поколении более тесно общаются со студенами-сельчанами. Также показательным в данном случае выступает то обстоятельство, что алмаатинцы, получившие образование в средних школах на казахском языке, практически не имеют культурно-цивилизационных барьеров при общении со студентами, выходцами из села.
Значительными факторами, затрудняющими адаптацию студентов из села в г. Алматы, выступают социально-экономические основания. Горожане зачастую относятся к студентам-сельчанам, с низким социально-экономическим статусом, как к своего рода «люмпенам». Поэтому показательным моментом является тот факт, что сельские студенты из очень обеспеченных семей, как правило, быстрее вовлекаются в городские тусовки.
Таким образом, объективной основой трудностей адаптации сельчан-студентов в г. Алматы выступают жилищные проблемы, обусловленные платным образованием (общежития на практике предоставляются студентам-грантникам). Кроме того, низкий уровень обеспеченности учебниками, книгами на казахском языке в учебном процессе ВУЗов также препятствует росту общей образованности студентов-сельчан. Но в целом большинство студентов-сельчан уже на старших курсах активно адаптируются к алматинской жизни. Более того, студенты-сельчане в последнее время оказывают существенное влияние на общую городскую культуру, внося в нее позитивные традиционные казахские ценности. И это, по-видимому, обусловлено природной восприимчивостью казахов к инновациям.
Социальное положение студентов
Социальное положение студентов г. Алматы в большинстве своем находится на довольно низком уровне. Наиболее красноречивым свидетельством этого является тот факт, что более 20 тысяч студентов Алматы не обеспечены общежитиями. В итоге они вынуждены арендовать квартиры и другие уголки. А для того, чтобы оплачивать свое проживание там, многие студенты занимаются подработками, что незамедлительно сказывается на уровне образования, а также и социальной адаптации студентов г. Алматы.
Кроме того, состояние общежитий в большинстве ВУЗов города оставляет желать лучшего. Зачастую в общежитиях отсутствуют элементарные удобства. Во многих общежитиях душевые кабины в большинстве своем являются общими. Причем душевые работают не во все дни недели. Данное обстоятельство является одной из причин нежелания многих студентов жить в общежитиях. Также существенное влияние оказывает на такую мотивацию – высокий уровень преступности в общежитиях, наличие там так называемой дедовщины.
Значительное негативное влияние на уровень социального положения студентов Алматы оказывает уровень стипендий и других заработков. Между тем, уровень цен в городе является наиболее высоким по Казахстану.
При этом, как правило, в наиболее бедственном положении находятся студенты-сельчане. И это обусловлено низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы на селе. В итоге родители, родственники обладают низкой возможностью оказывать помощь студентам-сельчанам. Низкие стипендии не могут покрыть все расходы студентов. Поэтому не случайно наиболее высокий уровень преступности наблюдается именно среди студентов-сельчан. А это в конечном итоге сказывается на дальнейшем продвижении по социальной лестнице студентов.
Существенной проблемой социального положения студентов Алматы является тот факт, что большинство предприятий города неохотно берут на хорошие подработки студентов из-за низкой их квалификации и невозможности работать весь день. В итоге студентам приходится работать в существенном отрыве от учебного процесса. Это незамедлительно сказывается на уровне образованности студентов и тем самым их возможности, способности в будущем заниматься квалифицированной высокооплачиваемой работой.
Таким образом, в целом наиболее низкий социальный уровень в возрастном срезе наблюдается среди студенческой молодежи Алматы, являющейся выходцами из села. Студенческая молодежь же из обеспеченных семей обычно обучается за рубежом, или в элитных ВУЗах Алматы. Поэтому они в большинстве случаев находятся в стороне от социальных проблем остальной части студенческой молодежи города. Другие студенты- горожане, студенты-сельчане, могущие себе позволить проживать в квартирах, благоустроенных домах также оказываются в стороне от социальных проблем.
Впрочем, представляется, что уровень социального положения студентов г. Алматы может значительно улучшиться в виду того, что Президент дал распоряжение расширить строительство благоустроенных и дешевых общежитий, а также рассмотреть возможность повышения студенческих стипендий.
Патриотизм среди студентов г. Алматы
Уровень патриотизма среди студентов г. Алматы имеет значительные различия, тесно связанные с их социальным происхождением. Студенты из села, как правило, обладают более высоким уровнем патриотического сознания. Это, по всей видимости, связано с тем, что студенты-сельчане в большинстве своем являются представителями казахского народа. Поэтому не случайно низкий уровень патриотизма, скепсиса в отношении его ценностей больше всего наблюдается среди русифицированных студентов. Также показательным в этом плане является тот факт, что наиболее высокий уровень патриотизма горожан-студентов наблюдается среди обучающихся на казахских отделениях ВУЗов.
Впрочем, наблюдающиеся факты пренебрежительного отношения к патриотизму обусловлены социально-экономическими проблемами студентов, вызванных социальным неравенством, низким уровнем стипендий, других доходов; бытовой неустроенностью. Развитие в нашей стране «дикого капитализма» также оказывает свое неблаготворное влияние в этом плане. Поэтому в среде студентов г. Алматы широко распространены такие настроения как «Родина – там, где хорошо». Тем не менее, именно студенческая молодежь демонстрирует наиболее высокий уровень патриотизма. По-видимому, это обусловлено тем, что большинство студентов являются представителями поколения родившихся, или воспитывавшихся в независимом Казахстане. В этой связи показательным является тот факт, что в последнее время наиболее высокий уровень знания казахского языка, казахской истории демонстрирует именно студенческая молодежь. Причем наиболее высокое стремление изучать казахский язык, историю Казахстана в возрастном срезе, например, представителей нетитульных этносов распространено именно среди студентов.
Представляется, что наиболее значительное влияние на рост патриотизма среди студентов г. Алматы оказывает рост внешнеполитического авторитета, статуса Казахстана, его достижений в экономическом развитии. Показательным примером в данном случае выступает тот факт, что введение в строй метро вызвало рост патриотического воодушевления среди студенческой молодежи Алматы. Но наиболее существенным показателем высокого уровня патриотизма среди студентов г. Алматы выступает то обстоятельство, что выезжая после окончания ВУЗов на заработки в дальнее зарубежье, они, как правило, возвращаются обратно на Родину. Также иллюстративным фактом в данном случае является тот момент, что наиболее высокий уровень политического участия в г. Алматы демонстрирует именно студенческая молодежь.
20.01.2012 г.
Талгат Мамырайымов, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры
       
]]>
sarap Fri, 20 Jan 2012 14:05:46 +0600